Митра – головной убор священников как православной, так и католической церкви. Этот аксессуар имеет древнюю историю. Еще в Древнем Риме модницы называли так свои головные уборы, похожие на чепчик. Первые христиане позаимствовали митру у иудейских первосвященников. Греки носили ее как повязку с длинными концами, завязанную на затылке, да и буквальное значение слова в переводе с греческого – головная повязка.
Именно так и выглядела первая митра епископов. Еще ее могли шить и завязывать в форме золотого листа. Такой эту повязку носили многие святые в древности. Потом ее стали украшать вышивкой, перестали оставлять длинные концы.
С течением времени митра сильно изменилась. До реформы патриарха Никона на Руси она имела форму полусферической шапки, обшитой мехом, и была очень похожа на головные уборы князей (знаменитая шапка Мономаха), но при этом украшалась христианскими символами. Долгое время митра оставалась чуть ли не единственным головным убором священников, если не считать клобука. Существовала даже митра-корона, которая была украшена по кругу зубчиками. Обычно их было 12, скорее всего по числу апостолов Христа. Такая митра действительно была похожа на царскую корону и получила широкое распространение вплоть до XVIII века.
Сегодня у православных священников митра выглядит как расширяющаяся к верху, закрытая и округлая шапка. У католиков же она имеет форму конусовидной шапки с открытым верхом.
Этот головной убор имеет особый символизм и, как правило, его носит только высшая церковная иерархия. Известен только один случай, когда митрой наградили женатого священника, который так и не достиг высоких чинов в Церкви – Екатерина II преподнесла этот головной убор своему духовному наставнику – протоиерею Иоанну Памфилову.
Митра также может символизировать собой терновый венец Христа или венец Христа-царя (кому как угодно), которого на богослужении представляет священник. Также символическим значением митры может считаться золотой венец праведников, которым на иконах венчают святых – что-то вроде нимба.
Вообще, чем богаче украшена митра, тем, как правило, выше особа, которая ее носит. Митру могут украшать маленькими иконками, но в последнее время их часто заменяют небольшим по размеру крестом. Бывает, что мирту оставляют вообще без икон. В некоторых Православных Церквях мира считается, что митру с крестом могут носить только патриархи. Так что этот головной убор, как и многие другие шапки священников, является еще и особым знаком отличия и указывает на человека наделенного высшей церковной властью.